При выборе климатической техники, как, впрочем, и любого другого вида бытовой техники, покупатель обращает внимание на множество параметров. Однако приобретение современной сплит-системы требует, в том числе, и определенных специальных знаний, которыми, как правило, не обладает рядовой покупатель. Поэтому многие при выборе системы кондиционирования, ориентируются в первую очередь на производителя. И здесь можно провести аналогию с покупкой, к примеру, автомобиля. Каждый, даже тот, у кого никогда не было собственного автомобиля, отлично знает, что, к примеру, эксплуатационные качества БМВ существенно выше, чем у «Москвича». Соответственно, выше и цена. Так что приходится находить определенный компромисс между желаемым качеством и функциональностью приобретения, с одной стороны, и его стоимостью – с другой. Подобным образом дело обстоит и тогда, когда приобретаются кондиционеры. Здесь тоже есть элитные марки и марки, которые принято называть «народными». И качество, и функциональность, и диапазон цен, могут быть достаточно значительными.
Общее количество марок климатической техники, представленной сегодня на российском рынке, доходит до 40. Понятно, что покупателю достаточно сложно разобраться в этом многообразии. Тем более, что и по своему внешнему виду, и по функциональности сплит-системы могут быть достаточно схожи между собой – при значительной разнице в цене. Конечно, возникает соблазн приобрести ту модель, которая стоит дешевле. Однако практичного покупателя обязательно посещает вопрос: а будет ли она отличаться необходимой надежностью и долговечностью, и не придется ли уже в следующем сезоне заменять ее на новую? Подобные соображения изрядно осложняют выбор.
Что же предлагают сегодня современные производители климатической техники в своих моделях? Никого уже не удивить наличием пульта дистанционного управления, таймера, функции автоматического поддержания определенной температуры, различными видами систем фильтрации, и др. Подобные функции присущи в настоящее время практически любой модели, представленной на рынке, независимо от ее ценовой категории. Еще больше осложняют выбор для тех, кто планирует в ближайшее время осуществить покупку и монтаж кондиционеров, рекламные кампании производителей. Как правило, каждый из них подчеркивает, что только его продукция обладает той или иной уникальной функцией, без которой счастье обладания климатической техникой будет неполным. Однако на поверку большинство этих функций оказывается вовсе не обязательным, или уже давно используется в кондиционерах других производителей, только под другими названиями.
Чтобы все же облегчить выбор системы кондиционирования для неискушенного покупателя, все сплит-системы, имеющиеся сегодня на рынке, можно условно разделить на три группы. Основные принципы деления – надежность и цена техники. Впрочем, в определенной степени это разделение будет условным, так как продукция одного и того же производителя может быть представлена в различных ценовых категориях. Так что классификация не претендует на роль истины в последней инстанции. Итак, в первую группу можно выделить кондиционеры, которые принято называть элитными. Это высокотехнологичная продукция японских компаний. Стоимость такого кондиционера, при сравнительно невысокой мощности, может составлять 1000 долларов и более. Достоинствами техники этой группы является, в первую очередь, надежность и долговечность. Срок ее службы, при надлежащем обслуживании, может достигать 15 лет. При этом техника защищена от неправильной эксплуатации, и снабжена функциями самодиагностики.
Гораздо чаще те, кого интересует покупка и установка кондиционеров, приобретают технику, условно относимую ко второй группе. Это климатические системы среднего класса. Здесь представлены как японские, так и европейские, и американские кондиционеры. Надежность их несколько менее высокая, как и срок эксплуатации, система защиты не отличается сложностью. Подобные системы – это выбор тех, кто хочет получить надежное и качественное изделие, и при этом не обращает внимания на такой параметр, как престижность. Средняя цена систем кондиционирования бытового назначения этой группы – 700-900 долларов. Основные марки – Carrier, Toshiba, Hitachi.
И к третьей группе можно отнести кондиционеры эконом-класса. Производители – Китай, Россия, Корея. Срок службы при правильной эксплуатации – в среднем 5-7 лет. В их конструкции обычно отсутствуют системы защиты, имеются определенные ограничения по температуре наружного воздуха. Подобный вариант можно считать оптимальным, если климатическая техника приобретается в условиях ограниченного (300-600 долларов) бюджета, и использование ее предполагается только в жаркое время года.